Исследование ХНМУ влияния занятий спортом на развитие детей дошкольного возраста

УДК:

РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ХАРЬКОВА. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ

Е.А. Рига, М.А. Гончарь, Шульга А.А., Пильгуй И.В.

Харьковский национальный медицинский университет

Для развития ребенка игра является важной, поскольку она способствует когнитивному, физическому, социальному и эмоциональному благополучию детей [1]. Физические упражнения и игры не только укрепляют здоровье и развивают организм ребенка, но и являются средством воспитания характера, влияют на поведение детей, поскольку во время игр и физических упражнений ребенок учится подчинять свои интересы интересам коллектива, совместными усилиями добиваться поставленной цели, правильно формировать сознание ребенка. Дети становятся общительными, дисциплинированными, учатся правильно оценивать свои силы, чувствовать себя частью коллектива.

Физические упражнения весьма важны для нормального развития ребенка, более того, они закладывают развитие других сфер и способностей ребенка [2-4].

Особое значение физическое развитие приобретает у детей раннего и дошкольного возраста. Современная педиатрическая наука оценивает развитие детей раннего возраста по основным доменам (моторным, когнитивным, языковым, социо-эмоциональным и адаптивным). На сегодня Центром контроля и профилактики заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention, США) предложено для применения оценки развития у детей 38 скрининговых тестов и шкал [5].

К сожалению ни одна скрининговая шкала или диагностический тест в Украине не используется, что не позволяет сравнивать развитие детей украинской популяции с детскими популяциями других стран и повышать качество предоставления медицинской помощи детям.

Физические упражнения и игры очень важны для нормального развития способностей ребенка, поскольку они закладывают основы для будущих способностей ребенка к чтению, письму, счету и творческого мышления. Игра предоставляет несомненное влияние на все аспекты детского развития. В процессе игры ребенок учится делать выводы, предвидеть взаимосвязь явлений и процессов. Командные игры развивают необходимые социальные навыки, ребенок учится сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, решать конфликтные ситуации (пусть порой и с помощью взрослых). В настоящее время опубликованы результаты мета-анализа, который показал, что физические упражнения не только повышают функциональную способность мозга, но и предупреждают негативные морфологические изменения [6].

ФК Сталь, соревнования 2 на 2

Цель работы — оценить развитие детей 3-х, 4-х и 5-летнего возраста — жителей г. Харькова и их сверстников, посещающих Голландский футбольный центр раннего развития «Футбольный клуб для дошкольников« Футбик », основанный на методике обучения TOTAL SOCCER METHOD (Нидерланды).

Материалы и методы исследования. Проведено проспективное медико-социологическое исследование 323 детей в г. Харькове в возрасте от 2 до 4,5 в течение 2016 года. С целью определения влияния футбольного клуба для дошкольников по европейской методике на влияние развития ребенка планируется провести следующие этапы: I этап — сравнительная характеристика сфер развития детей от 2 до 4,5 лет, проживающих в г. Харькове и посещающих обычные детские учреждения или спортивную секцию. II этап — определение влияния на развитие ребенка срока и регулярности посещения футбольного клуба для дошкольников, который использует европейские технологии обучения. Дизайн исследования включал разработку анкет, опросы родителей детей (сентябрь — декабрь 2016), создание базы данных и статистическая обработка полученного материала (январь — июнь 2017). С целью репрезентативности минимального объема выборочной совокупности на генеральную совокупность (Харьковская область) опрос формировался на основе общего объема генеральной совокупности. Дети раннего возраста, вошедшие в исследование, рождались на протяжении 2011-2014 гг. Согласно данным Главного управления статистики в Харьковской области в 2011 году рождены 26317 детей, в 2012 году — 27244, в 2013 году — 26700, в 2014 году — 27690, в среднем за этот период — 26987 детей в год [7]. Рассчитывали размер выборочной совокупности с помощью электронного калькулятора с учетом генеральной совокупности, доверительной вероятности 90% и доверительного интервала ± 5% по формуле:

SS = Z2 х (p) х (1-p) / C2,

где: Z — Z фактор, p — процент ответов, С — доверительный интервал (± 5%) [8]. Согласно расчету, минимальное количество выборочной совокупности с целью экстраполяции данных на генеральную совокупность составляет 270 респондентов.

Анкету для родителей создавали по основным доменам:

  1. Медицинский домен (физическое развитие ребенка, а именно, соответствия массы тела и роста возрасту, наличие заболеваний в анамнезе). Антропометрические показатели сравнивали с данными их сигмального распределения по возрасту с помощью таблиц [9].
  2. Домен развития ребенка по основным сферам: моторные навыки, когнитивное развитие, социальное развитие). Данный домен анкеты разработан на основе информационных материалов по развитию ребенка Government of Western Australia, Department of Нealth для детей 3-4 лет [10] и 4-5 лет [11]. Задержка развития определялась, если ребенок не имел навыков, которые были описаны для каждой сферы развития соответствующего возраста. Опережение развития определялось благодаря вопросом анкеты, которые были внесены для более старшего возраста к каждой сфере развития.

Метод отбора родителей для опроса — случайный. Опрос родителей 115 детей проводили в детских дошкольных заведениях г. Харькова по устному согласию родителей (основная группа), отдельно опрашивали родителей 208 детей, посещавших футбольный клуб для дошкольников «Футбик», основанный на методике обучения TOTAL SOCCER METHOD (Королевство Нидерланды ) (группа сравнения). Для статистического анализа полученных данных опроса была создана база данных с определением числа наблюдений для каждого ответа (EXCEL FOR WINDOWS). Описание количественных и качественных показателей, внутригрупповые изменения оценивались с помощью таблиц частот и функции кростабуляции с целью возможности объединения частот проявления наблюдений на разных уровнях факторов, изучались с помощью программы STATISTICA 7. Для сравнения выборочных долей использовали метод углового преобразования с оценкой F-критерия. Разницу параметров, сравнивали по двум точкам, считали статистически значимой при р <0,05.

Результаты и их обсуждение:

Средний возраст детей основной группы — 3,6 (min — 2,9; max — 4,8) не отличался от среднего возраста детей группы сравнения — 3,7 (min — 2,5; max — 4,8) лет (р > 0,05).

Респондентами преимущественно были матери. В детских садах на анкету ответили 94% матерей, 3,4% отцов и 2,6% бабушек и дедушек. Респонденты футбольного клуба для дошкольников распределились следующим образом: матери — 88% (р = 0,0843), отцы -10,5%, бабушки и няни — 1,5%. Следовательно, можно утверждать, что в нашем обществе воспитание детей раннего и дошкольного возраста более характерно матерям. Даже в такую ​​«мужскую» спортивную секцию, как футбольную, детей приводят мамы.

Медицинский домен.

При определении состояния здоровья детей, выявлено, что в 109 (95%) детей основной группы масса тела отвечала нормальным значением возрасту, у 1 (1%) ребенка была задержка на 2 стандартных отклонения, у 4 (5%) детей масса тела была более 2 стандартных отклонений. В 186 (89%) детей, посещавших «Футбик», масса тела была в пределах нормальных значений, у 1 (0,5%) ребенка была задержка массы тела на 2 стандартных отклонения, у 21 (10%) масса тела отвечала значением более 2 стандартных отклонений. Именно таким образом происходило распределение роста у детей: у 103 (90%) детей основной группы значение роста соответствовали возрасту, у 3 (3%) детей была задержка роста на 2 стандартных отклонения, 9 (8%) детей имели физический показатель роста более 2 стандартных отклонений. В 186 (89%) детей «Футбик» рост отвечал нормальным значением у 1 (0,5%) ребенка происходила задержка роста на 2 стандартных отклонения, у 21 (10%) рост был более 2 стандартных отклонений. Стоит отметить, что избыточный вес не встречался у детей, их развитие можно считать гармоничным. Итак, физическое развитие детей двух групп было тождественным.

Интересными на наш взгляд оказались данные по заболеваемости детей в обеих группах. Известно, что дети раннего возраста болеют часто респираторными, инфекционными заболеваниями [13,14]. При опросе родителей относительно заболеваемости детей определено, что более 6 раз в год респираторные заболевания имели 92 (80%) и 164 (79%) детей обеих групп (р = 0,8318). Но аллергические и хронические заболевания (ретинопатия, гидронефроз, гидроцефалия и др.) были у 12 (6%) детей группы сравнения (р = 0,0331) и совсем не наблюдалось у детей основной группы. Вполне понятно желание родителей таких детей укреплять их здоровье путем спорта.

Касательно детских инфекционных заболеваний (ветряная оспа, краснуха, инфекционный мононуклеоз и др.), 13 (11%) родителей основной группы и 38 (18%) родителей группы наблюдения зарегистрировали их в ответах без достоверной разницы (р = 0,971).

С помощью функции кростабуляции определено, что часто ОРЗ болели дети, посещавшие детские сады и были единственным ребенком в семье (p <0,05). Среди посетителей «Футбик» беспокойство родителей о состоянии здоровья ребенка не было связано с частыми ОРЗ, но наблюдалось среди родителей, которые воспитывали детей дома (p <0,05).

Окружающая среда.

На развитие ребенка раннего возраста определенным образом влияет среда, в которой находится ребенок [15]. Таким образом, даже второй по счету ребенок в семье уже имеет другую среду для развития, поскольку имеет старшего брата или сестренку по сравнению с первым ребенком. Существует много доказательств о том, что ребенок, лишенный родительской опеки, или жестокое обращение родителей с ребенком, или родительская гипопротекция приводят к гипертимной акцентуации личности и является следствием потери интересов и контроля над ребенком родителями, существенных нарушений многих сфер развития ребенка [16].

Среди детей основной группы 49 (43%) и среди детей группы сравнения 82 (39%) имели братьев или сестер (р = 0,4835). Первым ребенком в семье было 78 (68%) детей основной группы и 153 (74%) детей группы сравнения (р = 0,2517). Вторым — соответственно 32 (28%) и 42 (20%) (р = 0,1020), третьим или четвертым — 5 (4%) и 13 (6%) (р = 0,4424). Среди детей основной группы была одна двойня, среди детей группы сравнения — тройня.

Так что можно утверждать, что в настоящее время в нашем обществе большинство семей все же воспитывают одного ребенка — 66 (57%) и 126 (61%). Посещение разного рода детских кружков, секций можно учитывать, как «социализацию» ребенка раннего и дошкольного возраста. Нами был проведен перекрестный вопрос для родителей детей обеих групп. У детей, родителей которых было опрошено в детских садах, определяли, посещали ли их дети дополнительные секции и кружки. А у родителей детей, которые посещали «Футбик», определяли посещения детского учреждения ребенком — 30 (26%) детей посещали секции и кружки, среди детей группы сравнения — 164 (79%) посещали детские сады, и еще 2 ребенка дополнительно посещали «школу развития».

Развитие ребенка.

Прежде всего, родители мечтают о том, чтобы их ребенок был гармонично развитой личностью. Поэтому очень важно в первые годы жизни человека акцентировать внимание родителей, медицинских работников педагогов на особенностях развития ребенка.

Сравнительная характеристика основных сфер развития детей групп наблюдения приведены в табл.1.

Таблица 1

Характеристика развития 323 детей раннего и дошкольного возраста по основным сферам по данным анкетирования их родителей, абс. (%)

Вопрос Основная группа n= 115 Группа сравнения n= 208 р
Моторное развитие
Вопросы для навыков соответствующего возраста
- прыгает на месте на двух ногах 115 (100) 204 (98) 0,4990
- наклоняется, не падая при этом 113 (98) 203 (97,5) 0,5921
- переступает через невысокие препятствия 115 (100) 208 (100) 1,0
- ловит мяч двумя руками 107 (93) 194 (93,2) 1,0
- ходит вверх и вниз по лестнице без помощи взрослых 114 (99) 203 (97,5) 0,2505
- может одеваться и раздеваться, чистить зубы без помощи взрослых 91 (79) 157 (75,4) 0,4180
- застегивает молнии, пуговицы, кнопки без посторонней помощи 63 (54,4) 104 (50) 0,4915
- хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру 95 (82,6) 171 (82,2) 1,0
- уверенно держит ручку / карандаш в руке 106 (92) 161 (77,4) 0,0008
Когнитивное (умственное) развитие
Вопросы для навыков соответствующего возраста
- правильно называет знакомые ему цвета 99 (86) 202 (97) 0,0002
- понимает простые числа и считает до пяти 93 (80) 199 (95,6) 0,0001
- без проблем расстается с мамой / папой / воспитателем на целый день 100 (87) 175 (84) 0,4694
- знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству 97 (84,3) 193 (92,7) 0,0276
- рассказывает наизусть небольшие стихотворения 80 (69,5) 183 (87,9) 0,0001
- правильно отвечает на вопросы по поводу событий, которые недавно произошли (Где ты гулял сегодня? Кого встретил?) 96 (83,4) 189 (90,8) 0,0339
Вопросы для навыков, которые опережают возраст
- во время игр охотно задействует фантазию, придумывает сценарий игры 86 (74) 181 (87) 0,0036
- может написать свое имя, некоторые цифры, буквы 27 (23,4) 52 (25) 0,6884
- понимает простейшие причинно-следственные связи (Почему мама стирает одежду? Зачем папа готовит ужин?) 91 (79,1) 188(90) 0,0066
Социо-эмоциональное развитие
Вопросы для навыков соответствующего возраста
- стремится помогать родителям в ежедневных простых делах (подмести, собрать игрушки в коробку) 108 (93,9) 201 (96,6) 0,2401
- понимает, что такое «мое» и «его / ее» 111 (96,5) 190 (91,3) 0,0974
- подражает родителям и друзьям 109 (94,7) 171 (82) 0,0029
- примеряет на себя социальные роли в играх (имитация в играх действий взрослых) 86 (74,7) 198 (95) 0,0001
- способен испытывать такие сложные эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть 109 (94,7) 188 (90,3) 0,1182
- любит похвалу, стремится к тому, чтобы его хвалили 106 (92,1) 128 (61,5) 0,0001
Вопросы для навыков, которые опережают возраст
- во время игр проявляет себя как часть команды, договаривается с членами своей команды 74 (64,3) 194 (93,2) 0,0001
- знаком с понятием пола 104 (90,4) 169 (81,2) 0,0345
- знает, что такое правила (в частности, правила игры) 76 (66) 26 (12,5) 0,0001

Итак, моторные навыки у детей обеих групп не имели различий. Вполне понятно, что родители хотят «быстрого физического» развития ребенка и отдают его в спортивную секцию. Но на опережение моторных навыков от сверстников требуется определенное время.

Мы проанализировали срок посещения футбольного клуба для дошкольников детьми группы сравнения и в зависимости от него провели анализ развития детей. Подавляющее большинство детей 143 (69%) посещало клуб менее полугода (p <0,001). От 6 до 12 месяцев клуб посещало 54 (+26%) ребенка, больше года — 11 (5%) детей. Поэтому для более детального анализа и для накопления доказательств необходимо проведение второго этапа исследования, в частности, влияние продолжительности посещения «Футбик» на развитие детей.

Но первым этапом исследования определено, что достоверно выше наблюдалась частота когнитивного (умственного) развития у детей, посещавших футбольный клуб для дошкольников «Футбик» по специальной методике.

быстрота мышления, нужно было сложить из всех цифр, чтоб получилось число 10 1

Следует отметить, что опережение социо-эмоционального развития было у детей, посещавших только детские сады.

Выводы:

  1. На первом этапе исследования определено, что развитие моторной сферы у детей раннего и дошкольного возраста не отличается от того, посещает ребенок детский сад или футбольный клуб для дошкольников.
  2. Среди детей, посещающих футбольный клуб для дошкольников, зарегистрировано статистически значимую частоту опережение когнитивного (умственного) развития ребенка.
  3. Среди детей, посещающих только детские сады, зарегистрировано опережение социо-эмоционального развития.

Перспективой дальнейших исследований является изучение развития детей раннего и дошкольного возраста в зависимости от срока и частоты посещения спортивной секции.

Список литературы

  1. ВООЗ (http: //www.who/int/bulletin/volumes/88/1/08-062554.pdf)
  2. Аряев Н.Л. Актуальные проблемы медицинской помощи новорожденным по материалам 75-летнего опыта работы. Мат. 1-го съезда неонатологов Украины, 24-25 октября, г. Одесса, С.6-11.
  3. Левченко Л.А. Павлюченко В.В., Подоляка В.Л. и др., Перинатальные аспекты последствий насилия в семье / Здоровье ребенка — 2009 -№4 (19) — с. 99-101

РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ХАРЬКОВА. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ

Е.А. Рига, М.А. Гончарь, Шульга А.А., Пильгуй И.В.

Харьковский национальный медицинский университет

В статье отражены аспекты исследования сфер развития детей раннего и дошкольного возраста г. Харьков. Проводился опрос родителей 323 детей в возрасте от 2,5 до 4,8 лет с помощью адаптированной анкеты, разработанной на основе информационных материалов по развитию ребенка Government of Western Australia, Department of Нealth для детей 3-4 лет и 4-5 лет. К анкетирования привлечено родителей детей, посещавших детские сады (115) и Голландский футбольный центр раннего развития «Футбольный клуб для дошкольников «Футбик», основанный на методике обучения TOTAL SOCCER METHOD (Королевство Нидерланды). Определяли моторный, когнитивный и социо-эмоциональный домены развития детей. Установлено, что дети, которые посещали футбольный клуб для дошкольников «Футбик» чаще всего имели опережение когнитивного (умственного) развития.

Список литературы

  1. The Importance of Play in Promoting Healthy Child Development and Maintaining Strong Parent-Child Bonds /Pediatrics/January 2007, VOLUME 119 / ISSUE 1/ Режим доступу: http://pediatrics.aappublications.org/content/119/1/182
  2. Stages of Growth Child Development — Early Childhood (Birth to Eight Years), Middle Childhood (Eight to Twelve Years) Режим доступу: http://education.stateuniversity.com/pages/1826/Child-Development-Stages-Growth.html#ixzz4oIdc7wxl
  3. Relationship between motor and cognitive learning abilities among primary school-aged children /Alexandria Journal of Medicine//Режим доступу: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2090506816302081?via%3Dihub
  4. Martin, C. Tigera, M.B. Denckla, E.M. Mahone. Factor structure of pediatric timed motor examination and its relationship with IQ/Dev Med Child Neurol, 2010: pp. 188-194
  5. Centers for Disease Control and Prevention [Електроннийресурс]/Режим доступу: http://www.nectac.org/~pdfs/pubs/screening.pdf
  6. Yang J.The influence of motor expertise on the brain activity of motor task performance: A meta-analysis of functional magnetic resonance imaging studies/ Cogn Affect Behav Neurosci. 2015 Jun;15(2):381-94. doi: 10.3758/s13415-014-0329-0.
  7. Головне управління статистики в Харьківській області. Режим доступа http://kh.ukrstat.gov.ua/index.php/naselennia-1995-2012rr
  8. Саурин А. Расчет выборки маркетингового исследования. Режим доступа: http://surin.marketolog.biz/calculator.htm
  9. Наказ МОЗ України № 149 від 20.03.2008 — 32с.
  10. Child development 3-4 years WA. Режим доступа: http://ww2.health.wa.gov.au/~/media/Files/Corporate/general%20documents/CACH/CAH-003424_Child_development_3-4_years_FNL.ashx
  11. Child development 3-4 years WA. Режим доступа: http://ww2.health.wa.gov.au/~/media/Files/Corporate/general%20documents/CACH/CAH-003425_Child_development_4-5_years_FNL.ashx
  12. Эйдемиллер Э.Г. Анализ семейных взаимоотношений [Eлектронный ресурс]/Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ) // Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/dro/1/07.html
  13. Anand Krishnan. Epidemiology of acute respiratory infections in children — preliminary results of a cohort in a rural north Indian community. BMC Infectious Diseases — 2015:462
  14. John S. Tregoning1, Jürgen Schwarze. Respiratory Viral Infections in Infants: Causes, Clinical Symptoms, Virology, and Immunology/ Microbiol. Rev. January 2010 vol. 23 No. 1: РР. 74-981
  15. Peter D Gluckman, Mark A Hanson, Hamish G Spencer, Patrick Bateson. Environmental influences during development and their later consequences for health and disease: implications for the interpretation of empirical studies. Proc Biol Sci. 2005 Apr 7; 272(1564): 671–677.
  16. Пеньков А.Ю.Характеристика развития детей с различной степенью депривации/ А.Ю. Пеньков/ Issues in theoretical and clinical medicine. -2014. -№2(88). –С.58-60.

Расскажи о футболе для дошкольников друзьям!


НОВОСТИ И АКЦИИ

ПАРТНEРЫ FOOTBIK